Для преодоления кризисных явлений в секторе банковского кредитования и некоторых отраслях промышленности в России были разработаны и введены в действие программы государственного субсидирования по различным целевым кредитам.
В числе прочих поддержка государства распространяется на приобретение за счет заемных средств автомобилей, в частности, по программе «Первый автомобиль».
У данной программы есть определенный вектор и для понимания ее дальнейшей стратегии необходимо рассмотреть все этапы развития.
Зарождение государственной поддержки автокредитования в России
Программа автокредитования с господдержкой была разработана в 2009 г.
Ее основное содержание:
- предоставление льгот заемщикам, приобретающим в кредит автомобили отечественного производства или собирающиеся на территории России иномарки;
- банки, снижающие в рамках программы процентные ставки, получают компенсации в виде государственных субсидий.
Целью реализации является стимулирование спроса российского потребителя на производящиеся в стране машины, что, в свою очередь, вызывает стабилизацию и рост производства на предприятиях автопрома.
Зарождение государственной программы “Первый автомобиль”
С 2015 г. действовал обновленный вариант государственного субсидирования автокредитования, в рамках которого кредитным организациям за счет бюджетных средств субсидировалось до 2/3 установленной Центробанком ключевой ставки.
Конкретная реализация продемонстрировала как эффективность мер, так и необходимость внесения некоторых изменений в госпрограмму.
По результатам появилось Постановление Правительства №808 от 07.07.2017 г. В нем сказано о введении новых госпрограмм автокредитования, таких как «Первый автомобиль».
Основными отличиями нового подхода, привлекающими покупателя, стали:
- предоставление при покупке единовременной скидки от стоимости машины;
- кредитование под льготный процент (государством субсидировалась фиксированная скидка в 6.7%);
- уход от обязательной уплаты первого взноса (решение вопроса отдано кредитным организациям).
Программа в 2017 году
Бюджетные ассигнования для финансирования действующих на тот момент и новых программ льготного автокредитования составили на 2017г. 3,75 млрд. руб., что должно было обеспечить продажу по сниженным ставкам до 58.35 тысяч кредитных авто.
Стартовавшие в начале июля 2017 г. льготные продажи оказались чрезвычайно востребованы – уже в середине октября в отчетах Минпромторга сообщалось о выходе до конца месяца на целевой показатель (58 тыс.) по продажам автомобилей и возможном досрочном завершении новых программ (каждому банку-участнику предоставлялось право определить дату завершения самостоятельно).
Одновременно приводились промежуточные результаты, свидетельствующие о росте автомобильного рынка на 1.9% и производства на предприятиях автомобильной промышленности на 20.8% (сравнивался период январь-сентябрь 2017 и 2016 гг.).
Они позволили рассматривать эти варианты реализации автокредитования с государственными субсидиями в качестве ключевых на 2018 г.
Действие программы в 2018 году
С начала 2018 г. клиентам банков были предложены обновленные условия получения автокредита по программе «Первый автомобиль».
Заложенный на субсидии объем бюджетных средств предполагал льготы при продаже в кредит 55 тысяч машин, из списка заранее согласованных моделей и марок автомобилей.
30 марта было подписано распоряжение Правительства РФ №548-р согласно которому выделяется 3 млрд.руб. из Резервного фонда на субсидии кредитным организациям, предоставляющим займы для покупки автомобиля на по льготной программе.
Это позволит увеличить продажи еще не менее чем на 35.5 тыс. машин.
В 2018 году изменился состав кредитных организаций – участников программы. В частности, некоторые банки, включенные Минпромторгом в список предоставляющих льготные кредиты, отказались от господдержки кредитования.
Когда закончиться в 2019
Госпрограмма по срокам была определена на весь 2019 год. Окончание программы конец 2019 (точная дата 31.12.2019).
Но есть бюджет программы который закончится как и в 2018 раньше окончания самой программы.
Период действия программы в 2017
В 2017 государственная программа продлилась всего три месяца из за нехватки финансирования, связанным с высоким спросом и была досрочно завершена, на нее выделялось постановлением правительства РФ № 808 от 07.07.17 3,75 млрд. рублей.
Период действия программы в 2018
В 2018 на государственную программу согласно распоряжения от 30 марта 2018 года №548-р власти выделили 3 млрд. рублей, что на 0,75 меньше чем годом ранее и в 14 мая 2018 пресс релизе Минпромторга появилось сообщение о досрочном завершении программы в связи с окончанием выделенных средств.
Итого: основная часть программы 2018 года после выделения 3 млрд. руб в марте продлилась недолго, всего 2,5 месяца, что почти в два раза быстрее результата 2017 года.
Но программа продолжила свое действие на территории Дальневосточного федерального округа (так как ее начали 11 апреля 2018), программа так же исчерпала свои финансы и была завершена досрочно.
Чего можно ожидать в 2019
Так как в 2019 году на программу выделено как и в 2019 3 млрд. руб в марте (по заявлению главы Минпромторга), то вряд ли она продлиться дольше чем в 2018, можно ожидать ее окончания в мае.
Продление программы до 2020 года
Как предполагалось программа была признана успешной и в июле 2018 была продлена до 2020 года. О чем сообщалось в пресс релизе на сайте правительства РФ — о продлении программы льготного автокредитования от 30 июля 2018.
Есть так же вероятность, что и в дальнейшем программа в том или ином виде будет существовать, ведь к этому есть все предпосылки в виде отдельных проектов и существующей программы развития отрасли и ее поддержки которая разрабатывается до 2025 года.
Программа получилась неоднозначной, но действительно интересной. Благодаря в том числе ажиотажу 2018 года, она была продлена до 2020 года включительно.
За всеми событиями и изменениями в существующей программе мы следим и оперативно (ежемесячно) излагаем в нашей новостной ленте.
Основанием для обработки персональных данных является: ст. 24 Конституции Российской Федерации; настоящее Согласие на обработку персональных данных.