- Постановление правительства РФ №364 от 10.04.2015г. о правилах субсидирования
- Основное постановление правительства РФ № 808 от 07.07.17 (первое постановление в котором упоминается программа “Первый автомобиль”)
- Разъяснения от Минпромторга от 25.07.2017 по требованиям к участникам программы и условиям кредитования
- Предложение Минпромторга о продлении программы на 2018 год от 28.09.2017
- Отчет Минпромторга о достижении целевых показателей программ льготного кредитования от 19.10.2017
- Проект постановления Правительства РФ (24.11.2017)
- Изменения в налогообложении в соответствии с Федеральным Законом № 335-ФЗ от 27.11.2017
- Дополнение в соответствии с Распоряжением от 30 марта 2018 года №548-р
- Дополнительные льготы для регионов (11.04.2018 г.)
- Отчет Минпромторга от 14 мая 2018 г.
- Перспективы продолжения программы на период до 2020 или 2025 года
«Первый автомобиль» является одним из вариантов реализации госпрограмм адресной поддержки автокредитования для граждан России, ранее не имевшим машины в собственности.
Основные нормативные и законодательные акты а также постановления идут напрямую от правительства РФ, так как это федеральная программа то есть действует она на всей территории России.
А вот разъяснения, уточнения и предложения по улучшению программы идут от Министерства промышленности и торговли (Минпромторг) которое и возглавляет эту программу.
Суммарно уже более десятка различных документов регулируют данный проект.
Постановление правительства РФ №364 от 10.04.2015г. о правилах субсидирования
На 2017 г. большинство условий льготного автокредитования были определены действующим на тот момент Постановлением Правительства РФ №364 от 10.04.2015 г..
В нем были изложены правила предоставления субсидий банкам, выдающим кредиты на покупку авто на льготных условиях, указывались общие требования к кредитуемым ТС и условия выдачи займов.
Основное постановление правительства РФ № 808 от 07.07.17 (первое постановление в котором упоминается программа “Первый автомобиль”)
Основанием для начала реализации дополнительных адресных субсидируемых государством вариантов предоставления займов на покупку авто, в том числе, «Первый автомобиль» стало принятое 7 июля 2017 г. Постановление №808.
В его тексте сформулированы изменения в правила, установленные Постановлением №364.
В частности, определены целевые показатели реализации программ. В тексте документа явно указано, что субсидированы в рамках новых программ кредиты на приобретение 58.35 тыс. легковых автомобилей физическими лицами.
Положения документов по реализации программы даны в разъяснениях Минпромторга.
Разъяснения от Минпромторга от 25.07.2017 по требованиям к участникам программы и условиям кредитования
В опубликованном тексте разъяснений Минпромторга от 25.07.2017 отражена информация, которой руководствовались финансовые организации и их клиенты при заключении договоров льготного автокредитования.
Тут впервые были указаны требования к участникам госпрограммы. В частности, указывались максимальная стоимость и возраст авто, срок кредитования и скидки по стоимости и процентной ставке, оговаривались обязательства заемщика не иметь других кредитных договоров.
Уже первые месяцы продаж показали заинтересованность покупателей и банков в льготных автокредитах.
В результате появились документы о продолжении программы в 2018 г.
Предложение Минпромторга о продлении программы на 2018 год от 28.09.2017
Впервые официальное предложение продлить действие программы «Первый автомобиль» на 2018 год высказал заместитель Министра А. Морозов.
Основанием стало внушительное число заключенных договоров – 14.7 тыс. в течение первых двух месяцев.
Отчет Минпромторга о достижении целевых показателей программ льготного кредитования от 19.10.2017
Основное содержание документа Минпромторга от 19.10.2017 о достижении ключевых показателей — сведения о том, что госпрограмма «Первый автомобиль» и другие аналогичные проекты успешно выполнены.
Но, кроме этого, заявлено, что такие социально-ориентированные программы станут в 2018 г. основными мероприятиями, обеспечивающими поддержку автопрома.
Проект постановления Правительства РФ (24.11.2017)
Более конкретно предложения сформулированы в разработанном Министерством и опубликованном проекте Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 г. № 364».
В документе впервые не заявляется о намерениях, а приводятся конкретные плановые показатели реализации и условия программ льготного автокредитования на 2018 г.
Среди наиболее важных положений – планы «реализации в 2018 году 55 тыс. автомобилей в рамках кредитных договоров» на льготных условиях, сохранение 10%-й скидки по стоимости авто и отказ от субсидирования процентной ставки.
Изменения в налогообложении в соответствии с Федеральным Законом № 335-ФЗ от 27.11.2017
С ориентировкой на реализацию социально-ориентированных программ льготного автокредитования, к которым относится «Первый автомобиль», Минпромторгом были подготовлены изменения Налогового Кодекса РФ, освобождающие получателей скидок от уплаты НДФЛ с предоставляемой скидки.
В результате Законом № 335-ФЗ от 27.11.2017 утверждена новая редакция ст.217, по которой не подлежат налогообложению «суммы оплаты части первоначального взноса в счет стоимости приобретаемого автомобиля, предоставленные за счет средств федерального бюджета, при оформлении кредита на приобретение автомобиля в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации».
О чем Минпромторг сообщил в своем пресс-релизе от 04 декабря 2017.
На основании упомянутых предложений и изменений, были обновлены основные положения госпрограммы «Первый автомобиль», возобновленной с начала 2018 г.
- Граничная стоимость автомобиля осталась неизменной – 1 450 тыс.руб;
- Полученные скидки не облагаются НДФЛ.
Дополнение в соответствии с Распоряжением от 30 марта 2018 года №548-р
Уровень спроса на льготные автокредиты обусловил появление очередного документа о финансировании программ. Им стало Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2018г. №548-р «О бюджетных ассигнованиях на поддержку отдельных отраслей промышленности».
Одним из пунктов документа из резервного фонда Правительства Минпромторгу на субсидирование кредитным организациям в 2018 году выделяется 3 млрд.руб.
Такой объем средств позволяет дополнительно обеспечить продажи не менее 35,5 тыс. автомобилей.
С учетом финансирования с начала года суммарный плановый показатель адресных госпрограмм автокредитования превысил 80 тысяч машин.
Дополнительные льготы для регионов (11.04.2018 г.)
В пресс-релизе Минпромторга от 12 апреля 2018 опубликованном на официальном сайте, сообщалось об увеличении скидки по госпрограмме «Первый автомобиль» и аналогичным для жителей Дальневосточного федерального округа.
Министерством для ДФО установлен размер скидок по льготным автокредитам в 25%.
Решение принято для обеспечения ценовой конкурентоспособности новых автомобилей в сравнении с подержанными иномарками, выпускаемыми в Японии и Южной Корее.
Отчет Минпромторга от 14 мая 2018 г.
Как и годом ранее, покупки автомобилей в кредит в рамках госпрограмм субсидирования пользуются спросом у потребителей.
Причем он настолько высок, что цели достигнуты всего за 2,5 месяца продаж с выделения в марте средств на программу.
Именно об этом сообщил Минпромторг в отчете 14.05.2018.
В тексте подводятся итоги реализации программ — общее число авто, купленных на заемные средства при льготном кредитовании, достигло 85 940 (что даже превысило декларируемые на 2018 цели в 80,6 тыс. машин).
Существенно вырос рынок легкового и легкого коммерческого транспорта – на 20,5% до отметки 545 тыс. автомобилей.
Таким образом, программы выполнены, а их действие в российских регионах заканчивается.
Исключение составляет только ДФО, где продажи на особых условиях с увеличенной скидкой в 25% начались 11 апреля.
Перспективы продолжения программы на период до 2020 или 2025 года
У тех, кто не успел воспользоваться выгодными предложениями субсидированных автокредитов в рамках госпрограмм, несмотря на их досрочное завершение в 2018г., пока нет серьезных поводов для беспокойства.
Текущее состояние дел позволяет предполагать, что в том или ином виде они будут продолжены в период до 2020, или даже до 2025 года.
Продление программы до 2020
Как и предполагалось в приведенном выше проекте (опубликован 24.11.2017), в июле 2018 постановлением от 26 июля 2018 года №870 были внесены изменения в один из наиболее важных нормативных актов — Постановление Правительства РФ №364 от 10.04.2015г., продлив его действие до 2020 года.
Перспективы до 2025
На более длительный срок – до 2025 года, рассчитан находящийся в стадии разработки и обсуждения проект стратегии развития автомобильной промышленности.
На проходившем 27.02.2018 г. совещании во вступительном слове перед обсуждением Премьер-министр Дмитрий Медведев особо подчеркнул несколько моментов:
- Восстановление рынка. По итогам 2017 г. наблюдался рост производства автомобилей на работающих в России предприятиях на 20% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом.
- Возрастание доли продаж отечественных автомобилей. Средний показатель, достигнутый в прошлом году, составил 86%.
- Необходимость создания качественного автотранспорта для развития страны. Дословно: «…нужен доступный по цене и хороший по качеству транспорт, адаптированный под наши дороги, под наши климатические условия. Это возможно только при расширении внутреннего производства и повышении его локализации».
- Задачу удержания высокой доли российских машин на внутреннем рынке и в дальнейшем.
Было сказано и о пути решения: «чтобы рынок вернулся к лучшим показателям, нужны дополнительные усилия и время. Нужно следить за ситуацией, в случае необходимости принимать взвешенные решения по поддержке отрасли».Именно к таким мерам поддержки относятся субсидии в рамках госпрограмм автокредитования.
Так что, вероятность их продления в ближайшие годы достаточно высока.